SU-ARCADA

Проблемы импортной металлоконструкции в средней полосе России

Благодаря вступлению России в ВТО, на отечественном рынке будет появляться все больше поставщиков импортных металлоконструкций. Какие подводные камни ждут отечественного покупателя такой продукции?

Ответ на этот вопрос связан с тем, как сегодня в разных странах решаются две противоречивые цели строительства: построить металлоконструкцию надежно и при этом потратить минимум труда и стройматериала.

Как построить надежную металлоконструкцию и при этом потратить минимум труда и стройматериала?

На заре развития строительных конструкций, надежность можно было гарантировать только  экспериментальным путем: нужно было построить конструкцию, нагрузить ее до момента разрушения и затем строить заново, с неким запасом прочности.

По мере развития, был найден более эффективный способ решения задачи. Вкратце он выглядит так: зная механические свойства стройматериалов, необходимые размеры конструкции и величины ожидаемых нагрузок, можно расчетным путем определить параметры, соблюдение которых, при строительстве, гарантирует надежность конструкции.

Чтобы реализовать этот способ, нужны следующие условия:

  1. Сортамент стройматериалов с заранее известными механическими характеристиками, то есть стандартизация. В противном случае, придется проводить испытания закупаемых для стройки материалов, что влечет дополнительные расходы.
  2. Некий надежный источник информации о значениях ветровых, снеговых, сейсмических и прочих нагрузок в районе строительства. Чтобы не нести расходы на самостоятельные изыскания.
  3. Методики расчетов, позволяющие получить оптимальный результат.

Поскольку вышеуказанный способ обеспечения надежности конструкций дает в массовом строительстве существенный экономический выигрыш, по этому пути пошли все.

В XIX веке в строительстве начинает применяться теория расчетов по допускаемым напряжениям, в XX веке ее сменяет более эффективная теория расчетов по предельным состояниям (кстати,  эту теорию разработала группа советских ученых во главе с чл.-кор. АН профессором Н.С. Стрелецким и сейчас она используется не только в СНиПах, но и в Еврокодах).

Национальные стандарты строительных норм и правил

Сначала на уровне ведущих предприятий, а затем и на национальном уровне, как нормы и правила расчетов, так производство стройматериалов подвергаются стандартизации . В результате в XX веке Россия, Евросоюз и США обзавелись своими стандартами строительных норм и правил:

  • Россия — с 1955г действуют строительные нормы и правила (СНиП);
  • Европейский союз — с 1997г действуют европейские унифицированные строительные нормы и правила Eurocode (Еврокоды);
  • США — единой для всей страны системы стандартов на гражданское строительство нет. Практически в каждом штате с 1915г есть своя строительная нормативная база, опирающаяся на высшие учебные заведения.

Как стандарты строительных норм и правил действуют на практике?

В упрощенном виде это выглядит так: чтобы определить ожидаемые ветровые и снеговые нагрузки на здание на месте строительства металлоконструкции, проектировщик не тратит время и средства на изучение вопроса, а берет данные из СП 20.13330.2011 от 20.05.2011 «Нагрузки и воздействия». Аналогично выглядит ситуация с расчетами технических параметров металлоконструкции. Руководствуясь сводом правил СП 16.13330.2011 от 20.05.2011 «Стальные конструкции», проектировщик применяет в расчетах проверенные на практике формулы и коэффициенты, осуществляет оптимальный выбор стройматериалов, узлов и элементов.

Чей стандарт лучше?

Каждая из упомянутых стран проделала самостоятельный путь формирования стандартов проектирования. В связи с этим может возникать вопрос, у кого они более совершенны? Ответ на этот вопрос носит дискуссионный характер.

В чем то отечественные СНиПы сравнимы с Еврокодами. Например, расчеты металлоконструкций в обоих стандартах ведутся по предельным состояниям, но при этом коэффициенты надежности и подход к конструированию узлов и элементов различны.

В некоторых аспектах СНиПы даже превосходят Еврокоды. Например, отечественными стандартами охвачено больше видов безопасности. Кроме того, не следует забывать, что Еврокоды написаны с учетом природных условий стран Европы. Климатические условия России намного шире.

А вот в таких отраслях, как строительство скоростных железнодорожных и автомобильных дорог, высотного строительства — соответствующей нормативной базы СНиП сегодня попросту нет.

Какие подводные камни ждут покупателя импортной металлоконструкции в России?

Как мы выяснили, применительно к любой металлоконструкции можно задать вопрос, по каким стандартам она запроектирована и по каким стандартам сделаны стройматериалы данной конструкции?

Ответ на этот вопрос имеет значение, поскольку металлоконструкции морально устаревают  быстрее, чем физически. Меняются технологические процессы — меняются требования к функциональным возможностям складов, ангаров, зданий из металлоконструкций. Что тогда делать, сносить имеющуюся металлоконструкцию и строить новую?

Принимая решение, стоит вспомнить одно из достоинств металлоконструкций — их отличную приспособленность для реконструкции и увеличения несущей способности (усиления).

Тут то и возникают вопросы, связанные с тем, что для модернизации, усиления импортной металлоконструкции потребуются соответствующие инженеры и, скорее всего, импортные стройматериалы.

Нельзя сказать, что это в принципе не осуществимо, но совершенно очевидно, что на переходном этапе, когда отечественных инженеров, обученных работать по стандартам Еврокод еще практически нет, затраты  на модернизацию импортной металлоконструкции будут существенно выше.